Юридические лица по закону обязаны новости бухучёт и отражать в нем все операции свой хозяйственной деятельности. Организации, использующие упрощенную систему налогообложения от этой обязанности не избавлены. Исходя из этого, в случае если появляется необходимость списать старый компьютер, его запрещено и вынести на помойку. Так что же с ним делать и как отразить это в бухучёте?
Представим себе организацию (скажем, консалтинговую либо юридическую), использующую систему "УСН "доходы"". И в этой организации стоит компьютер. Работает он, работает… А позже то ли ломается, то ли управление решает вместо этого старого хлама приобрести себе что-то более современное. Берёт. А со старым компьютером что необходимо сделать? Выкинуть? Ответ неверный. Правильнее, не совсем верный. Не думайте, что от старого компьютера весьма .
Утилизация оргтехники
Допустим, вы решили компьютер всё-таки выкинуть. Как это сделать? Просто выбросить на помойку? Запрещено. В состав объектов основных средств, относящихся к оргтехнике, могут входить драгоценные металлы и их сплавы. А при списании объектов, в состав которых входят драгоценные металлы, организация предварительно подобающа извлечь из ликвидируемого объекта все детали и узлы, в которых они содержатся. Данное требование установлено в пункте 23 "Инструкции о порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, применении и обращении", утверждённой 8193960приказом Минфина России от 09.12.2016 № 231н. Данный документ вступил в силу 20 января 2017 года (в 10-дневный срок с момента опубликования на "Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 09.01.2017 г.) и распространяется в том числе и на организации, использующие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (то есть практически на все организации).
Изъятие деталей с драгоценными металлами можно осуществить собственными силами либо привлечь для этого специализированную организацию, занимающуюся проведением указанных работ. Однако, в ряде случаев самостоятельное изъятие драгоценных металлов из списываемой компьютерной техники невозможно, так как помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). В этих случаях Закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещает организациям самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (согласно статьям 4 и 9 указанного Закона).
Считаете, что на вышеуказанные требования можно безнаказанно наплевать? Напрасно считаете. В соответствие со статьёй 19.14 КоАП РФ за нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий влечет наложение административного штрафа за совершение операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере:
- на должностных лиц - от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб.,
- на юридических лиц - от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.
Также возможно привлечение к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Статьёй 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за указанные нарушения в виде административного штрафа:
- на должностных лиц организации от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб.,
- на юридических лиц - от 100 тыс. руб. до 250 тыс. руб.
Понятно, что к ответственности нарушителей законодательства можно привлечь только тогда, когда их в этом уличат. Думаете, что никогда не уличат? А что по этому поводу говорил незабвенный Джеймс Бонд, агент 007 – "Никогда не говори "никогда".
Учет операции по утилизации основных средств
Итак, допустим, организация решила быть законопослушной и сделать всё так, как ей велит закон. Заключила контракт подряда на демонтаж оргтехники со специализированной организацией (согласно пункту 1 статьи 703 ГК России). В итоге оказалась куча хлама и запчасти, в которых должны находиться драгметаллы. Хлам вывозится, по соглашению, на свалку, а "золотоносные запчасти" остаются в организации… Факт хозяйственной жизни произошел!
Сейчас следует отразить его в бухгалтерском учёте. Цена объекта основных средств, который выбывает либо не может приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности по причине морального и физического износа, подлежит списанию с бухучёта (согласно абзацам 1 и 2 пункта 29 раздела V ПБУ 6/01 "Учёт основных средств", и пунктам 75 и 76 раздела VI "Методических указаний по бухучёту основных средств", утверждённых Приказом Министерства финансов России от 13.10.2003 № 91н). В соответствии с "Инструкцией по применению Замысла счетов бухучёта денежно-хозяйственной деятельности организаций", утверждённой Приказом Министерства финансов России от 31.10.2000 № 94н, для учёта выбытия объектов основных средств к балансовому счёту 01 "Основные средства" может раскрываться аналитический "Выбытие основных средств", по дебету которого отражается цена выбывающего объекта, а по кредиту - сумма накопленной амортизации. Затраты, связанные со списанием объектов основных средств, отражаются в бухгалтерском учёте в том отчётном периоде, к которому они относятся, в качестве других затрат (согласно пункту 31 раздела V ПБУ 6/01). В том же направлении списывается и остаточная цена (если она имеется).
Цена работ (вместе с НДС – напомним, организации, использующие УСН, не являются плательщиками НДС, исходя из этого его сумма, выставляемая поставщиками, сразу включается в цена выполненных работ (согласно пункту 2 статьи 346.11 и подпункту 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ)) по демонтажу списанного с учёта объекта основных средств, выполненных подрядчиком, признаётся организацией другим расходом на дату подписания акта приёмки-сдачи выполненных работ (согласно пунктам 11 и 14.1 раздела III, и пункту 17 раздела IV ПБУ 10/99 "Затраты организации", пункту 2 статьи 346.11, подпункту 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ). Наряду с этим в бухгалтерском учёте производится запись по дебету балансового счёта 91 "Другие доходы и затраты" (субсчёт 91/2 "Другие затраты") в корреспонденции с кредитом балансового счёта 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" (согласно "Инструкции по применению Замысла счетов"). Материалы же, полученные в следствии демонтажа оргтехники ("золотоносные запчасти" и ещё что-нибудь нужное), приходуются по текущей рыночной стоимости по дебету балансового счёта 10 "Материалы" в корреспонденции с кредитом счёта 91 (субсчёт 91/1 "Другие доходы") (согласно пункту 2 раздела I, пунктам 5 и 9 раздела II ПБУ 5/01 "Учёт материально-производственных запасов", пункту 7 раздела III ПБУ 9/99 "Доходы организации", пункту 79 раздела VI Методических указаний № 91н, и "Инструкции по применению Замысла счетов").
Налоговый учет утилизации компьютера
Сейчас что касается налогового учёта. В случае если организация использует УСН с объектом налогообложения "доходы" (согласно пункту 1 статьи 346.14 НК РФ), то цена материалов, полученных при ликвидации объекта основных средств, учитывается в составе внереализационных доходов по рыночной цене, определяемой с учётом положений статьи 105.3 НК РФ (согласно пункту 1 статьи 346.15, пункту 13 статьи 250 и пункту 4 статьи 346.18 НК РФ). Соответственно, указанные доходы увеличат облагаемую базу для целей исчисления единого налога при УСН.
А затраты на списание – спросите вы. А причём тут они? У вас же система "УСН "доходы"". Как видите, не так уж и выкинуть старый компьютер.
Изучите еще интересную информацию в сфере онлайн вопрос юристу бесплатно. Это возможно станет интересно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий